статья

Об управленческом консалтинге

25 октября 2019
Обзорная статья об управленческом консалтинге. Виды, типы. Что относится, а что не относится к управленческому консультированию. При каких условиях происходят реальные изменения в организации. Каким должен быть бизнес-консультант.
Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить.
Вудро Вильсон.
Консалтинг – предоставление консультационных услуг организациям.

Управленческий консалтинг направлен на совершенствование способов управления бизнесом.

Управленческая матрица

Прежде чем перейти к классификации управленческого консультирования, разберем Управленческую матрицу ©, рисунок 1.
Рисунок 1. Управленческая матрица.
Краткое описание управленческой матрицы.

  1. Первые лица. Один человек или группа людей, которые определяют пути развития предприятия. Все, что происходит в организации – это воплощение амбиций первых лиц. То, как компания воспринимается обществом, покупателями, поставщиками, тоже определяется первыми лицами.
  2. Товары и услуги. Все, что организация готова передать покупателям. То, как товары и услуги «упакованы». Например, очень сложно было продавать «Еврейский мужской камерный хор», до тех пор, пока о не стал «Хором Турецкого».
  3. Бизнес-системы. Все, что можно формализовать, систематизировать, автоматизировать: организационная структура, регламенты взаимодействия, бизнес-процессы, управление финансами, системы оплаты труда, документооборот и другое.
  4. Персонал. Работники, которые ведут ежедневную операционную деятельность. Мне больше нравится «сотрудники». От слова «сотрудничать», вместе трудиться, творить, создавать.

Психологические факторы.

Важно иметь в виду психологические и социальные факторы, которые определяют культуру организации, взаимоотношения в коллективе. Если не учитывать эти моменты, никакой реинжиниринг бизнес-процессов не поможет.

Технологические факторы.

Внедрение технологий позволяет ускорить процессы, повысить их качество, сэкономить время. Примером может служить проект Delivery Club, создавший платформу, которая объединила рестораны в одном месте, позволила оценивать заведения на основании отзывов посетителей.

При проведении изменений важно учитывать два ключевых момента. Организация:
  • С одной стороны – это социум, в котором важны законы психологии,
  • С другой стороны – это механизм, в котором все должно быть хорошо отлажено.
Уровень влияния.

На этом уровне невозможно что-либо контролировать. Можно только влиять на поведение покупателей товаров и услуг или на поведение первых лиц.

Уровень контроля.

На этом уровне больше возможностей для контроля. Можно выстроить бизнес-системы под себя, на свое усмотрение. Персонал можно подобрать по заданным критериям.
Воспользуйтесь услугой управленческого консалтинга по технологии ASSETS, чтобы увеличить результативность и эффективность своего бизнеса.
Виды управленческого консалтинга
В соответствии с управленческой матрицей можно выделить четыре группы консультирования по вопросам управления организацией.

  1. Стратегический консалтинг для формирования первыми лицами направлений развития предприятия.
  2. Маркетинговый консалтинг для развития товаров и услуг.
  3. Организационный консалтинг для развития бизнес-систем.
  4. Кадровый консалтинг для развития персонала, корпоративной культуры.

Стратегический консалтинг

При предоставлении услуги управленческого консалтинга прорабатываются следующие разделы стратегического плана:

  • Видение будущего устройства общества,
  • Миссия компании как вклад в реализацию будущего устройства общества,
  • Базовые ценности,
  • Стратегические цели,
  • Тактические цели,
  • Ресурсы для реализации тактических целей,
  • Финансовый план.

При разработке стратегии организации консалтинговые компании часто используют такие инструменты как STE(E)P-анализ, SWOT-анализ.

Очень динамичная внешняя среда заставляет сегодня относиться к стратегии скорее как к направлению, чем как к плану.
Формализуйте амбиции первых лиц в Стратегии развития, чтобы вдохнуть энергию в бизнес, быстрее вывести его на более высокий уровень.

Маркетинговый консалтинг

Маркетинговый план не имеет такой четкой структуры как стратегический. Инструментов для сбора и анализа информации здесь намного больше. Классические методы: первичные (полевые) и вторичные (кабинетные) исследования рынков, трехуровневый анализ товара, матрица BKG, анализ пяти сил Портера, сегментация, комплекс 4P и другие.

С развитием интернет-технологий появились инструменты, позволяющие отслеживать поведение покупателей, обрабатывать огромные массивы информации, предлагать потребителю товары и услуги на основании его поведенческих характеристик. Хотя ни одна компания пока не признается в использовании подобных услуг бизнес-консультирования.

Организационный консалтинг

Все, что можно формализовать и систематизировать, можно отнести к организационному консалтингу. Это совершенствование:

  • Организационной структуры,
  • Инструкций и регламентов,
  • Бизнес-процессов,
  • Управленческого учета,
  • Материальной и нематериальной мотивации,
  • Управления документооборотом,
  • И других систем.

Кадровый консалтинг

Консультирование по вопросам управления персоналом можно разбить на две составляющие:

  • Аудит человеческих ресурсов,
  • Исследование психологического климата в коллективе, корпоративной культуры.

Аудит человеческих ресурсов предполагает персональную оценку сотрудников по двум направлениям: компетенции (комплексы навыков), психологические характеристики. То есть, оценивается потенциал конкретного человека, его способность выполнять ту или иную работу, его лояльность к организации. По итогам аудита человеческих ресурсов должна происходить ротация кадров и формироваться программа обучения.

Такая консалтинговая услуга, как исследование психологического климата направлена на понимание социальных процессов, происходящих в организации. Если обстановка в коллективе напряженная, работники относятся друг к другу и к руководству с недоверием, вряд ли такая организация жизнеспособна, даже если хорошо отлажены бизнес-системы. Изменение корпоративной культуры – самый сложный вид управленческого консалтинга.

Что не относится к управленческому консультированию

К управленческому консультированию не относятся:

  • Бухгалтерский аудит,
  • Юридическое консультирование,
  • Подбор персонала,
  • Аудит кадрового делопроизводства,
  • IT-безопасность,
  • Безопасность.

Изначально мы выяснили, что:

  • Консалтинг – предоставление консультационных услуг организациям,
  • Управленческий консалтинг направлен на совершенствование способов управления бизнесом.
Все перечисленные услуги относятся к бизнес-консультированию, но они не дают руководителю дополнительных рычагов для улучшения управлением, поэтому и не относятся к категории именно управленческого консалтинга.

Типы консультационных услуг

Ю.Н. Лапыгин в книге «Основы управленческого консультирования» пишет, что в классификации западных стран можно выделить три типа консультирования:

  • Экспертное – эксперт дает свое заключение и рекомендации, готовое экспертное решение,
  • Процессное – в процессе совместной работы вырабатываются решения, меняются способы выполнения работы, наступает синергетический эффект,
  • Обучающее – консультант развивает навыки сотрудников, повышает их потенциал.

Экспертное консультирование больше подходит для бухгалтерского, юридического аудита, кадрового делопроизводства, безопасности.
Если речь идет об управленческом консалтинге, лучше использовать процессное консультирование. Чужое мнение, чужое мироощущение – это как чужая кровь. Можно потерять организацию.
Подробнее об использовании чужих мыслей в статье «Семь компетенций бизнес-консультанта».

Обучающее консультирование предполагает изучение потребности сотрудников в развитии компетенций, проведение тренингов, курсов, семинаров.

При процессном консультировании также происходит обучение сотрудников, прививаются новые навыки.

Почему организационные изменения не происходят

Обратимся к модели Курта Левина (рисунок 2), одного из авторов процессного консультирования.
Рисунок 2. Анализ поля сил Курта Левина.
Любое изменение происходит в поле сил.

Существуют силы, способствующие изменениям:

  • Желание первого лица предприятия что-то поменять в деятельности,
  • Желание некоторых сотрудников что-то изменить в организации,
  • Благоприятная или неблагоприятная рыночная конъюнктура,
  • Изменения законодательства,
  • Действия контролирующих, надзорных и других органов,
  • Развитие технологий,
  • Другие силы.

И силы, препятствующие изменениям:

  • Различие в оценке ситуации,
  • Непонимание и недостаток доверия,
  • Неготовность к изменениям, привычки,
  • Узко собственнический интерес,
  • Влияние коллег,
  • Усталость от изменений,
  • Предыдущий неудачный опыт изменений.
До тех пор, пока силы способствующие изменениям, и силы, препятствующие изменениям, уравновешивают друг друга, изменения не происходят.
Для того чтобы изменения произошли, нужно:

  • Либо увеличить действие сил, способствующих изменениям,
  • Либо ослабить действие сил, препятствующих изменениям.
Работа процессного консультанта направлена на ослабление сил, препятствующих изменениям, причем как со стороны сотрудников, так иногда и со стороны руководителей.
Ослабление действия сил, препятствующих изменениям, позволяет быстрее и мягче проводить преобразования, сохранять сильных сотрудников.
Используйте компетенции процессного консультанта и такой инструмент как технология ASSETS для базовой настройки своих бизнес-процессов.

Когда управленческое консультирование дает результат

Для того чтобы в организации произошли изменения, способствующие развитию способов управления, должно совпасть несколько факторов:

  • Первое лицо хочет провести изменения и активно участвует в разработке и внедрении изменений,
  • Бизнес-консультант обладает навыками, необходимыми для запуска и реализации изменений,
  • Сотрудники участвуют в разработке и реализации изменений.

Произойдут ли реальные преобразования в организации, на 50% зависит от желания и воли первого лица. Во время перестройки предприятия существенно увеличивается нагрузка на сотрудников, поскольку они вынуждены, с одной стороны, поддерживать функционирование старой системы, пока не заработала новая, с другой стороны, им приходится затрачивать усилия на разработку и внедрение новой системы. Первому лицу важно понимать объективность этого процесса, перетерпеть жалобы, а порой и откровенные стенания отдельных сотрудников, собрать волю в кулак и довести начатые изменения до конца.

Консультант должен обладать навыками, необходимыми для разработки и внедрения изменений:

  • Умение вместе с заказчиком сформировать корректное техническое задание, перевести проблему в решаемую задачу,
  • Умение очень мягко работать с сознанием, с психологическими установками, привычками сотрудников и руководителей,
  • Умение переводить руководителей и сотрудников в так называемую третью позицию, когда они смотрят на происходящие в компании процессы со стороны, подобно позиции комментатора на стадионе,
  • Умение отделять реальные конфликты от эмоций по поводу конфликтов, разрешать конфликты вместе с заказчиком на уровне создаваемой системы,
  • Обладание широким кругозором, опытом в различных сферах бизнеса, предоставлять позитивные примеры из других областей, адаптировать их под текущие нужды заказчика,
  • Ответственное отношение к заказчику и своим инструментам, умение отказаться от работы (от денег) там, где у бизнес-консультанта недостаточно знаний и умений,
  • Понимание принципов работы человеческой психики, умение применять эти знания на пользу делу.

Настоящий бизнес-консультант – это проводник, а не советчик.

Подробнее в статье «Семь навыков бизнес-консультанта».
Когда сотрудники участвуют в разработке и реализации изменений, шансы что-то преобразовать, улучшить в организации резко возрастают, поскольку вовлечение работников резко снижает действие сил, препятствующих изменениям.
Управленческий консалтинг по технологии ASSETS
Управленческий консалтинг по технологии ASSETS – это последовательное прохождение следующих этапов.
Ambition
Амбиции первых лиц как источник энергии для развития предприятия. Социальная значимость амбиций. Разработка стратегии развития.
System map
Разработка Системной карты, разделение труда. Системная карта – исходный материал для разработки организационных структур.
Set of rules
Свод правил: разработка регламентов, положений и других документов, определяющих как взаимодействие сотрудников друг с другом, так и их взаимоотношения с предприятием.
Entity
Отчеты, предметы, звонки, расчеты и другое – все, чем сотрудники обмениваются в процессе работы. Организация системы документооборота.
Task
Формулировка задач для сотрудников на должностях. Ранжирование задач по степени важности. Определение Количественных Критериев Оценки (ККО) исполнения задач.
Salary
Разработка системы мотивации и оплаты труда для должностей. Привязка системы оплаты труда к ККО. Система оплаты труда как рычаг влияния на сотрудников и результаты деятельности.
Технология ASSETS разработана в Санкт-Петербурге, услуги бизнес-консалтинга предоставляются в СПб, Ленинградской области, в России и ближнем зарубежье. Это прекрасный инструмент для разработки и внедрения изменений.

Но для того, чтобы эти изменения в организации произошли и прижились, необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Нужно четко соблюсти последовательность шагов технологии ASSETS,
  • Миссия и ценности должны быть сделаны для себя, от души, а не «для галочки»,
  • Для начала нужно сделать разделение труда с помощью системной карты, привязываясь к задачам предприятия, а не к людям, а потом перевести системную карту в организационные структуры,
  • Должны быть разработаны количественные критерии оценки работы, чтобы и руководители, и сотрудники одинаково в цифрах понимали, справляется человек с работой или нет, свести к минимуму человеческий фактор при оценке труда и начислении заработной платы,
  • Сотрудники должны принимать активное участие в разработке изменений, тогда они значительно меньше сопротивляются нововведениям в компании.

Технология ASSETS подробно описана в книге «Технология ASSETS – базовая настройка бизнеса».

Также развернутую информацию можно найти на сайтах assets-ru.ru и trening-ru.ru. Тренинг-центр Руководитель - консалтинговая компания из СПб, специализирующаяся на бизнес-тренинге и консалтинге.

Основные эффекты от использования технологии консалтинга ASSETS: повышение производительности труда, лучшая управляемость организации, выстроенные в рабочем ключе взаимоотношения сотрудников, повышение их мотивации.

Заключение

  • 1
    Управленческая матрица дает возможность классифицировать управленческий консалтинг.
  • 2
    При консультировании по вопросам управления предприятием нужно использовать процессное консультирование. Экспертное консультирование применимо в других видах консалтинга, не управленческого.
  • 3
    Чтобы преобразования в организации произошли, нужно либо усилить действие сил, способствующих изменениям, либо ослабить действие сил, препятствующих изменениям.
  • 4
    Управленческий консалтинг дает результат, когда соблюдены три условия:
    • Первое лицо предприятия активно участвует в разработке и реализации изменений,
    • Бизнес-консультант обладает необходимыми навыками,
    • Сотрудники участвуют в разработке и реализации изменений.
  • 5
    Технология ASSETS – хороший пример управленческого консалтинга, позволяющего повысить производительность труда в организации, сделать ее более управляемой и прозрачной для руководителей.
Автор: Владимир Зюзько