Накопление (старт-ап). На старт-апе (накопление) структура компании скорее напоминает паутину, «паук» - это первое лицо, обычно собственник, который владеет всей информацией, очень быстро принимает решения, «дергает за ниточки», чтобы все быстро двигалось. Очень хорошая, мобильная «структура».
Именно благодаря такой «структуре» начинающая компания получает конкурентное преимущество в скорости, что и привлекает клиентов.
Высокая потребность в навыках группы А:
сотрудники-многостаночники, обладают широким кругом навыков, могут работать на энтузиазме и сверхурочно.
Потребность в узких специалистах (B) минимальная, поскольку имеющиеся сотрудники перекрывают большой диапазон навыков.
Бурный рост (организация). Со временем предприятие прирастает заказами, появляются постоянные клиенты, постоянные схемы. Нужна структуризация,
разделение труда,
организационная структура, организация бизнес-процессов,
система мотивации. Становится высокой потребность в компетенциях группы B, это
сотрудники со специализацией: менеджер по продажам, технолог, программист…
Потребность в сотрудниках-многостаночниках (A) снижается. Бывает так, что сотрудники-многостаночники вредят развитию предприятия, поскольку пытаются «везде влезть», ломают бизнес-процессы, дублируют чьи-то функции, вносят хаос, мешают строить структуры и системы.
Организация прошедшая старт-ап и успешно выстроившая внутренние системы, бизнес-процессы теряет в скорости обслуживания отдельного заказчика, но в целом рачительнее использует самый ценный ресурс - время. У нее выше вероятность выжить при возросшем объеме заказов, работы, внутренних связей, чем у «паутины». Такое предприятие стабильнее.
Компетенции группы C. Группа C – это компетенции, которые одинаково нужны организации, на каком бы этапе развития она ни находилась. Например, бухгалтерское сопровождение.
Компетенции группы D. Группа D – это навыки бизнес-консультанта, которые нужны для перевода организации из одного состояния в другое. В нашем примере для перевода от состояния «паутины» к иерархической организационной структуре, четкому разделению труда и ответственности, выстроенным бизнес-процессам.
У предприятия нет постоянной потребности в этих навыках, и нет смысла держать в штате сотрудника, обладающего навыками, которые могут понадобиться, скажем, один раз в пять лет. Первому лицу тоже эти навыки не нужны, у него есть масса других достоинств, благодаря которым организация уже поднялась на достойный уровень. Дешевле привлечь бизнес-консультанта со стороны, когда в этом есть необходимость. Заказать
услуги управленческого консалтинга.