статья

Вся правда о бизнес-аналитиках

28 ноября 2019
Встречаются утверждения, что бизнес-аналитик – это «высшая каста» бизнес-консультантов. Возможно, так и должно быть. А что на самом деле? Давайте разбираться.
Согласно Википедии и другим источникам, бизнес-аналитик – это специалист, который выявляет проблемы в организации и предлагает их решение, используя методы бизнес-анализа.

Точного определения бизнес-анализа ваш покорный слуга не обнаружил, поэтому давайте разбираться в определениях самостоятельно.

Анализ вообще – это метод исследования, предполагающий, что объект можно разделить на части по определенным признакам и изучить каждую часть в отдельности. Таким образом получить представление о целом.

Тогда, бизнес-анализ – это совокупность методов, позволяющих «разложить» всю деятельность предприятия на составляющие и изучить их отдельно.

Например, можно отдельно проанализировать:


Каждый из перечисленных блоков можно детализировать и изучать, разбивая их на еще более мелкие элементы.

Так, например, при разработке организационной структуры по технологии ASSETS детализация делается до отдельных операций (функций), выполняемых сотрудниками. Важно помнить, что в предпринимательстве сам по себе анализ имеет теоретическую, но не практическую ценность. После детализации должен следовать обратный процесс – синтез. В технологии ASSETS – это разработка системной карты, группировка отдельных функций в блоки по определенным критериям. Дальнейший перевод Системной карты в организационные структуры.
Сложно себе представить, что какой-то отдельный специалист, даже самый подготовленный, смог вы предоставить полный спектр услуг управленческого консалтинга, смог бы проанализировать все аспекты деятельности предприятия целиком даже по представленному выше, неполному списку блоков.
Отсюда следует простой вывод, что у бизнес-аналитиков должна быть специализация. А как только мы говорим о специализации, аналитик сразу же превращается в консультанта.

Бизнес-аналитик и объективная реальность

В реальности работу бизнес-аналитика связывают с анализом и оптимизацией бизнес-процессов в компании. Такой специалист должен быть с техническим образованием, разбираться в IT-технологиях, уметь четко излагать свои мысли.

Роль аналитика сводится к анализу процессов, выявлению узких мест. К разработке предложений по оптимизации бизнес-процесса, экономии ресурсов: рабочего времени, времени прохождения информации и других.

Еще один очень важный момент – у аналитика в фокусе внимания процессы, а не люди. Это механистический подход к работе организации. Лозунг «кадры решают все» здесь не работает.
Главное для бизнес-аналитика – отладка механизмов, а сотрудники должны подстроиться под заданные алгоритмы, обслуживать их, работать в четко заданных рамках.
Что, в общем-то, хорошо для тех ситуаций, где «творчество» исполнителей противопоказано. Например, при большом объеме простых однотипных операций, выполняемых многими работниками. Скажем, при обслуживании посетителей предприятий фаст-фуда. Или при выдаче посылок и бандеролей на почте. На сборочном конвейере. Замена одного исполнителя другим никак не отражается на качестве обслуживания клиентов или на качестве готовой продукции. Кроме того, регламенты и инструкции способствуют быстрому введению в должность новых сотрудников.

В более сложных ситуациях, например, при разработке алгоритма планирования производства, когда нужно учесть:

  • План продаж,
  • Уже оплаченные заказы,
  • Производственные мощности оборудования,
  • Ограничения при переходе с одного вида продукции на другой,
  • План ППР,
  • План отпусков,
  • Незавершенное производство,
  • Наличие сырья,
  • План поставки сырья,
  • Другие важные факторы,

роль бизнес-аналитика меняется. Здесь все-таки нужны услуги управленческого консалтинга и бизнес-консультант, который организует переговоры между продавцами, производственниками, снабженцами, финансистами и другими сотрудниками и подразделениями. Выведет их за рамки собственных проблем, даст возможность увидеть процесс со стороны целиком, создаст условия для принятия компромиссных решений. Тогда роль аналитика сведется к переводу договоренностей между сотрудниками в корректную задачу разработчикам программного обеспечения.
Бизнес-консультант нацелен на организацию взаимоотношений между людьми. Отладка бизнес-процессов делается для ускорения и облегчения решения сотрудниками сложных вопросов.

Обзор рынка труда по вакансии бизнес-аналитик в Санкт-Петербурге

Были проанализированы 20 вакансий на должность бизнес-аналитика разного уровня (от руководителей до начинающих специалистов) в Санкт-Петербурге. Дата сбора данных – 27.11.2019.

Исследование не претендует на серьезный количественный срез. Важны качественные характеристики, собирательный образ специалиста, которого компании хотят видеть в своих рядах в качестве аналитика.
Таблица 1. Функционал аналитика согласно требованиям работодателей.
Таблица 2. Требования к аналитику согласно запросам работодателей.
Первое впечатление. Бизнес-аналитик – высококлассный технарь, он же высококлассный коммуникатор. Вы таких людей часто встречали?
Я помню такого только одного за всю свою жизнь. Так кого же ищут работодатели? И какова вероятность найти такого человека?

Вообще, если говорить о бизнес-аналитике, это технический специалист, который может понять требования заказчиков. Объяснить заказчику, что возможно автоматизировать, а что нет, как автоматизировать. Оформить требования заказчика в виде технического задания для разработчиков программного обеспечения. Описать процессы с помощью нотаций. Принять готовую работу от программистов. Разработать понятную (!) документацию для пользователей. Быть неким мостом, переводчиком между заказчиками и разработчиками программного обеспечения.

Только в двух вакансиях специально сделан акцент именно на оптимизации процессов. В остальных случаях слово «оптимизация» упоминается в общем списке иногда полной, иногда сокращенной избитой фразой: «Анализ, описание, оптимизация бизнес-процессов».

Заключение

  • 1
    Существует явное противоречие между определением понятия бизнес-аналитик и толкованием этого понятия руководителями, собственниками предприятий, HR-ми, самими аналитиками. По крайней мере, в России.
  • 2
    В фокусе внимания бизнес-аналитика процессы. Задача людей заключается в обслуживании процессов.
    В фокусе внимания бизнес-консультанта люди. Задача процессов – обслуживание коммуникаций между сотрудниками.
  • 3
    Бизнес-аналитик в России – это разновидность консультанта, специализирующегося на сборе информации от заказчиков, постановке задач разработчикам ПО, описании процессов с помощью нотаций. Посредник между заказчиком и разработчиком ПО.
  • 4
    Мы наблюдаем очередную подмену понятий. Бизнес-аналитик ≡ узкий специалист, сфокусированный на корректной постановке и реализации задачи по автоматизации бизнес-процессов, иногда их оптимизации. Как когда-то произошла подмена понятий: менеджер ≡ продавец.
  • 5
    Не нужно думать, что бизнес-аналитик – это панацея, универсальная таблетка. И что, пригласив такого специалиста можно решить множество проблем в организации. Разрабатывать и оптимизировать процессы все равно придется руководителям организации (устно или в виде текста), возможно, с привлечением бизнес-консультанта. Бизнес-аналитик лишь сформулирует корректное ТЗ на автоматизацию, опишет процессы с помощью нотаций (сделает блок-схему).
А что вы об этом думаете? Оставляйте свои комментарии к статье.

Автор: Владимир Зюзько.